Развитие поселения
СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
ХОХОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
ХОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
От 05.02.2016г. № 6
р.п. Хохольский
Об утверждении Стратегии социально-
экономического развития Хохольского
городского поселения Хохольского
муниципального района Воронежской
области до 2020 года
Рассмотрев представленную Администрацией Хохольского городского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области Стратегию социально-экономического развития Хохольского городского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области до 2020 года, руководствуясь Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подпунктом 4 пункта 1 статьи 27 Устава Хохольского городского поселения, Совет народных депутатов Хохольского городского поселения
РЕШИЛ:
1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития Хохольского городского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области до 2020 года.
2. Настоящее решение подлежит опубликованию в Вестнике муниципальных правовых актов Хохольского городского поселения.
3. Контроль исполнения настоящего решения возложить на главу администрации Хохольского городского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области.
Глава Хохольского
городского поселения А.Н.Колядин
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХОХОЛЬСКОГО
ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
Оглавление
2. Краткая характеристика и возможности развития городского поселения. 2
2.3. Проблемы развития городского поселения на современном этапе. 2
2.4. Перечень и результаты осуществления действующих программ социально-экономического развития 2
2.5. Инерционный и инновационный сценарии развития. 2
3.1 Цели муниципального образования в целом.. 2
3.1.1. Желаемый образ поселения (видение) в 2020 г. 2
3.1.2. Стратегическая цель социально-экономического развития поселения на 2020 г. 2
3.1.3. Целевые индикаторы и целевые установки на 2011- 2020 гг. 2
3.2. Цели муниципального образования по сферам деятельности. 2
3.2.1. Развитие социальной сферы.. 2
3.2.2. Развитие производственно-экономической сферы.. 2
3.2.3. Развитие финансовой сферы.. 2
3.2.4. Развитие хозяйства сельского поселения. 2
3.2.5. Совершенствование потребительского рынка товаров и услуг. 2
3.2.6. Развитие внешних связей и туризма. 2
3.2.7. Развитие природного комплекса. 2
3.2.8. Развитие качества административного управления сельским поселением.. 2
4. Потенциал достижения целей социально-экономического развития городского поселения. 2
4.1. Оценка природного и человеческого потенциала. 2
4.2. Оценка инновационного потенциала изменений. 2
5. Приоритетные направления и проекты развития, дающие основной вклад в достижение целей. 2
5.1. Приоритеты развития МО в целом.. 2
5.2.1. Развитие социальной сферы.. 2
5.2.2. Развитие производственно-экономической сферы.. 2
5.2.3. Совершенствование потребительского рынка товаров и услуг. 2
5.2.4. Развитие коммунального хозяйства городского поселения. 2
5.2.5. Развитие природного комплекса. 2
5.2.6. Развитие внешнеэкономических, межрегиональных связей и туризма. 2
5.2.7. Развитие финансовой сферы.. 2
5.2.8. Развитие качества административного управления городским поселением.. 2
6. Механизмы и система управления реализацией стратегии. 2
7. Поэтапный план конкретных действий по осуществлению стратегии. 2
Введение
Основное назначение Стратегии – конкретизация целей и приоритетных направлений социально-экономического развития Хохольского городского поселения.
Стратегия должна положить основу последующей разработки целевых программ социально-экономического развития поселения, среднесрочных и краткосрочных планов, формирования конкретных проектов, увязанных в целостную систему.
Данный документ соответствует основным ориентирам «Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу» и согласуется с положениями закона №64-03 от 30 июня 2010г. «О системе документов стратегического планирования Воронежской области».
Разработка данного документа должна обеспечить достижение целей, поставленных стратегией развития области. Городское поселение, как и Хохольский район в целом, при разработке стратегии поставило целью обеспечить рост на 10% выше среднего уровня, предусмотренного в «Стратегии социально-экономического развития Воронежской области до 2020 г.»:
- рост валового регионального продукта – в 3,2 раза;
- рост производительности труда – в 3 раза;
- рост числа МСП к 2020 году – не менее чем на 30%;
- увеличение оборота по МСП к 2020 году на 15%;
- снижение смертности населения в трудоспособном возрасте на 25%;
- рост реальных располагаемых доходов населения – в 3 раза;
- повышение обеспеченности жильем – до 30 кв. м на одного жителя;
- увеличение численности жителей, занимающихся спортом и физической культурой – в 2 раза.
1. Место и роль городского поселения и его стратегии развития в социально-экономическом развитии муниципального района и области в целом
Основными отраслями экономики являются: промышленность, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание, сфера услуг, сельское хозяйство (на начало 2009 года 150 предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования). Краткий анализ развития экономики Хохольского городского поселения за последние годы приведён в приложении 1.
Городское поселение уже является крупным производителем сельскохозяйственной продукции в районе и поставщиком продовольствия в Воронежскую область.
Основу её экономического роста в будущем будут составлять следующие значимые в районном и областном масштабе направления развития:
- новые предприятия районного кластера стройматериалов;
- крупные предприятия птицеводства;
- инновационно развивающиеся (в основном в рамках МСП) существующие направления сельского хозяйства и сферы услуг.
Роль и место стратегии развития поселения в стратегиях развития района и области будет уточнена в процессе разработки этих стратегий.
2. Краткая характеристика и возможности развития городского поселения
2.1. Общие сведения.
Хохольское городское поселение расположено в северной части района, граничит с Семилукским муниципальным районом. В состав поселения входят 8 населенных пункта. Рельеф северной части поселения достаточно ровный, в южной части, являющейся правобережьем р.С.Девица, территория расчленена береговыми оврагами. На севере поселение на небольшом отрезке пересекает автодорога А144 Воронеж-Курск.
Наличие земельных ресурсов Хохольского городского поселения по состоянию на 01.01.2010
Наименование показателя |
2016г, (га) |
1. Общая площадь земель (га) |
25055 |
в т.ч. : - в федеральной собственности |
71,4 |
- в областной собственности |
340 |
- в муниципальной собственности |
6710 |
- в собственности юридических лиц |
11183,6 |
- в собственности физических лиц |
6750 |
2. Общая площадь населенных пунктов, всего |
3556 |
в т.ч.: - площадь приусадебных участков |
970.0 |
3.Земли сельскохозяйственного назначения, всего |
20371 |
в т.ч.: - пашня |
16549 |
- сенокосы |
604 |
- пастбища |
3076 |
- многолетние насаждения |
364 |
4. Земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны, всего |
416 |
Земли лесного фонда |
632 |
Земли водного фонда |
80 |
Из приведенной таблицы 2 видно, что земли сельскохозяйственного назначения занимают 81,3 %, в том числе пашня 66,1 % от общего количества земель в границах поселения, 12,3 % занимают пастбища, сенокосы занимают 2,4 % , земли промышленности 1,7 %.
Природно-климатические и экологические условия. По природно-климатическим условиям поселение относится к зоне рискованного земледелия. Амплитуда колебания средне июльской и средне январской температуры превышает 30 градусов. Среднемноголетняя сумма осадков не превышает 500 мм, что в сочетании с высокими летними температурами является недостаточным.
На территории имеются крупные месторождения мела, песка и глины, являющихся основным сырьем для производства строительных материалов. Достаточно высок потенциал в области применения плодородных свойств земельных ресурсов. Земли сельскохозяйственного назначения являются экономической основой Хохольского городского поселения.
Близость Хохольского городского поселения к промышленным городам Воронеж, Семилуки обуславливает мощный приток загрязняющих веществ в поверхностные воды, атмосферу, почву. Поверхностным источником водопотребления является река Девица. На всем протяжении реки прослеживается ненормативная работа очистных сооружений ОАО «Сахарный комбинат». Действующие очистные сооружения находятся в критическом состоянии.
Загрязнителями атмосферного воздуха в Хохольском городском поселении являются в основном стационарные источники (котельные, обрабатывающие гаражи, сварочные работы и т.д.), а также автотранспорт. В целом состояние атмосферного воздуха в городском поселении по выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух можно назвать благополучным.
В Хохольском городском поселении необходим склад для приема и временного хранения ртутных ламп и других ртутьсодержащих отходов.
Демографические тенденции. Общая численность населения Хохольского городского поселения на 1.01.2016 года составила 13409 человек.
Численность трудоспособного возраста составляет 7495 человек (55,9 % от общей численности).
Детей в возрасте до 18 лет 2253 человек (16,8 % от общей численности).
Пенсионеров – 3661 человек (27,3 %)
В сельском хозяйстве численность в 2015 году составила 1554 человека, численность работников в бюджетных организациях – 1510 человек, в обрабатывающем производстве – 524 человека, в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 1235 человек.
Средняя заработная плата в 2015 году по сравнению с предшествующим по промышленным видам деятельности возросла на 10%.
В качестве трудовой силы предприятия используют население городского поселения и близлежащих населенных пунктов Хохольского района. Число работников из стран СНГ очень мал. Доля работающих на предприятиях промышленности крупного, среднего и малого бизнеса – около 25%, в организациях образования, здравоохранения, госуправления и обеспечения военной безопасности работает более 30%.
Демографические изменения в составе населения (на 01.01.2010 г.)
Анализируемые показатели |
2014 |
2015 |
Родилось, чел |
150 |
155 |
Умерло, чел |
241 |
245 |
Естественный прирост (убыло) населения (+,-), чел |
-91 |
-90 |
% родивших на 100 чел. |
1,1 |
1,2 |
Прибыло, чел. |
621 |
630 |
Убыло, чел. |
385 |
382 |
Миграционный прирост (убыль) населения (+,-), чел. |
236 |
248 |
Продолжительность жизни: |
|
|
Мужчины, лет |
57 |
57 |
Женщины, лет |
71 |
71 |
Анализ ситуации по миграционным процессам показывает, что уезжает активная и грамотная часть населения трудоспособного возраста, в том числе и родители с детьми. Число родившихся меньше, чем умерших.
Баланс населения улучшается из-за превышения числа прибывших, над числом убывших с территории. Средняя продолжительность жизни в поселении составляет 57 лет у мужчин и 71 год у женщин, это практически средний показатель продолжительности жизни в районе. С развалом экономики в период перестройки, произошел развал социальной инфраструктуры на селе, обанкротились ранее крупные сельскохозяйственные предприятия, появилась безработица, резко снизились доходы населения. Ситуация в настоящее время начала улучшаться. Деструктивные изменения в системе медицинского обслуживания также оказывают влияние на рост смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, онкологии.
В настоящее время одной из проблем городского поселения является непрерывное сокращение численности молодых людей – жителей поселка. С количеством новых семей связаны демографические показатели (количество родившихся детей). Препятствиями создания семьи являются невысокие доходы молодежи и отсутствие доступного жилья.
Инвестиционный климат. Значительные инвестиции в экономическое развитие городского поселения вносят имеющиеся на территории поселения промышленные предприятия (ОАО «Хохольский сахарный комбинат», мыловаренный завод ООО «Финист», завод по производству строительных материалов ООО «Промрегион»).
В последние годы на территории городского поселения наблюдалось расширение масштабов банковской деятельности. Банковский сектор только за последние три года увеличился в 2 раза.
Предпринимательский климат. В 2015 году на территории городского поселения осуществляли трудовую деятельность 62 малое предприятие и 189 индивидуальных предпринимателей.
Динамика развития малого и среднего бизнеса
|
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Количество индивидуальных предпринимателей, единиц |
186 |
183 |
189 |
189 |
Количество микро-, малых и средних предприятий, единиц |
13 |
60 |
62 |
62 |
Среднесписочная численность работающих на предприятиях малого и среднего бизнеса, чел. |
490 |
605 |
780 |
1497 |
По видам деятельности малый бизнес охватил практически все отрасли экономики городского поселения. Наибольшее количество предприятий в малом бизнесе составляют предприятия торговли и общественного питания, на их долю приходится 45% от общего количества, промышленные предприятия составляют 20%, строительные - 15%, оказанием транспортных услуг и услуг связи занято 2% предприятий малого бизнеса.
Отраслевая структура малых предприятий
Вклад малых предприятий в результаты деятельности отраслей экономики городского поселения колеблется от 2,5% в промышленности до 52% в строительстве. Численность работающих на предприятиях малого бизнеса составляет более 20% от среднесписочной численности работающих на крупных и средних предприятиях городского поселения. При этом уровень заработной платы на предприятиях малого бизнеса составляет около 60% от заработной платы крупных и средних предприятий и организаций. В 2009 году рост номинальной среднемесячной заработной платы работников малых предприятий превысил 30%. Высокий темп роста заработной платы связан не только с повышением оплаты труда в организациях, но и с работой, направленной на «легализацию» заработной платы.
Анализ сферы торговли и общественного питания
Стабильный рост розничной торговли, значительно превышающий сложившийся уровень инфляции, говорит о росте благосостояния жителей города и их доходов.
Розничная торговля в Хохольском городском поселении представлена 80 предприятиями.
Численность работающих в торговле 206 человек, их среднемесячная заработная плата составляет 7500 рублей.
На территории поселка расположены 18 предприятий, оказывающих платные услуги. Численность работников составляет 85 человек, среднемесячная заработная плата 6950 рублей.
Общественное питание представлено в городском поселении 8 предприятиями. Число посадочных мест 240, количество занятых в общественном питании 16 человек.
Слабые стороны развития малого бизнеса:
- физический износ части основных средств и недостаток собственных оборотных средств для их обновления, особенно на промышленных предприятиях;
- высокие банковские ставки на кредит;
- дефицит профессионально-трудовых кадров;
- наличие административных барьеров;
Образование. В городском поселении в настоящее время функционируют 2 дошкольных образовательных учреждения, лицей и
учреждение начального профессионального образования.
В поселении в настоящее время одну из самых жизнеспособных и перспективных новаций в образовании представляет собой профильное обучение. В общеобразовательных учреждениях уровень профессиональной образованности педагогов очень высокий и составляет 99%. Уровень знаний, получаемый выпускниками, дает возможность поступления в высшие учебные заведения.
Динамика поступлений выпускников городского поселения
|
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Численность учащихся общеобразовательных учреждений, человек |
1202 |
1185 |
1181 |
Доля выпускников поступивших в ВУЗы, всего от общего количества выпускников |
59,4% |
65% |
76,9% |
Модернизация системы образования идет по четырем основным направлениям:
- Создание условий для повышения качества общего образования
- Усиление воспитательной функции образования
- Стимулирование развития новых форм и структур дошкольного образования
- Создание гибкой, мобильной, саморазвивающейся кадровой системы, обеспечивающей инновационный характер развития образовательной сферы.
Лицей является областной пилотной площадкой для реализации инновационных проектов. За время действия национального проекта «Образование» лицей выиграл грант Президента РФ в размере 1 млн. рублей, и 2 лучших учителя получили денежные поощрения в сумме 100 тыс. рублей.
В настоящее время в системе общего образования наблюдается уменьшение доли молодых специалистов и рост количества учителей пенсионного возраста. За последние три года наблюдается резкое снижение количества выпускников педагогических вузов, желающих устроиться на работу в школу. Проблема заключается в низком уровне оплаты труда молодых специалистов.
Слабые стороны образовательной сферы:
- недостаток мест в ДОУ;
- уменьшение доли молодых специалистов в системе образования и увеличение количества учителей пенсионного возраста;
- снижение количества выпускников педагогических ВУЗов, желающих устроиться на работу в школу;
- недостаточность финансирования материально-технического оснащения ОУ;
- высокий уровень социального сиротства несовершеннолетних, рост заболеваемости детей и подростков;
- отсутствие механизмов стимулирования продуктивной педагогической и управленческой деятельности.
Начальное профессиональное образование в городе представлено ОГОУ НПО «Профессиональное училище № 50 р.п. Хохольский».
Молодежная политика городского поселения направлена на решение актуальных проблем среди молодежи и осуществляется за счет объединения усилий всех заинтересованных структур, работающих с детьми и молодежью.
В поселении имеется МКУК «Центр культуры и досуга». Творческий коллектив и отдельные исполнители активно участвуют в областных, региональных, всероссийских и международных конкурсах, смотрах, фестивалях, выставках, являются их дипломантами и победителями.
2.2. SWOT анализ
Сильные стороны |
Слабые стороны |
---|---|
1.Экономически выгодное расположение - поселение с высоким бонитетом почв, пригодных для сельскохозяйственного производства. 2.Наличие дорог с твердым покрытием, прямой выезд на автомагистрали: Борисоглебск-Курск; Воронеж-Луганск. 3. Сохранена социальная сфера - образовательные, медицинские учреждения, дом культуры. 4. Наличие земельных ресурсов для ведения сельскохозяйственного производства, личного подсобного хозяйства. 5.Наличие крупного сельско-хозяйственного предприятия, развивающегося в разных отраслях сельхоз производства и переработки с/х продукции и фермерских хозяйств, пчеловодство. 6. Наличие природных ресурсов для развития специализированных видов туризма. 7. Наличие промысловых ресурсов (дикие животные, ягоды, грибы, лекарственные травы). 8. Благоприятная экологическая ситуация. 9.Возрастание роли малого бизнеса в экономике поселения, увеличение числа малых предприятий; 10.Высокий уровень развития средств коммуникаций и информационных технологий в сфере управления (наличие сотовой связи, Интернет и т.п.); 11.Благоприятная экологическая ситуация; низкий уровень антропогенного воздействия на территорию поселения, комфортная экологическая среда проживания населения. 12.Близость крупных индустриальных центров: Воронеж. |
1. Отсутствие в части населенных пунктов внутрипоселковых дорог с твердым покрытием. 2.Неблагоприятная демографическая ситуация: высокий уровень естественной убыли, старение населения, отток молодёжи из рабочего поселка. 3.Недостаточно развитая рыночная инфраструктура. 4.Изношенные коммунальные сети, требующие срочной замены (водоводы). 5. Недостаточно рабочих мест, высокая безработица. 6. Низкая доходная база бюджета поселения (малый % населения, имеющие оформленные паспорта на имущество в котором они проживают). 7. Низкий уровень заработной платы (ниже прожиточного минимума) нерегулярная её выплата, у всех категорий работодателей. 8. У предпринимателей и фермеров зачастую отсутствие трудовых договоров с работниками. 9.Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации. 10.Низкая покупательная способность населения. 11. Низкая собираемость земельного налога. 12.Недостаточно детских дошкольных учреждений. 13.Недостаток книг в школьных и сельских библиотеках. 14. Недостаточный уровень предоставления образовательных услуг. 15. Недостаточный уровень компьютеризации школ; 16. Недостаточно развитая система бытового обслуживания на территории поселения; 17. Недостаточно развитая материальная база для развития физкультуры и спорта, слабое финансирование этой сферы; 18. Неиспользование имеющегося потенциала средств коммуникаций и информационных технологий в образовании. 19. Недостаток доступного жилья. |
Возможности |
Угрозы |
1. Прогрессивное развитие крупного сельскохозяйственного бизнеса на территории поселения: -внедрение на предприятиях прогрессивных технологий в зерновом, молочном, мясном, производствах; - тиражирование передового опыта на хозяйства района и области; - развитие более тесных партнерских отношений с другими муниципальными образованиями, предприятиями переработки; 2.Развитие малого бизнеса на территории поселения. 3. Развитие социальной инфраструктуры. 4. Развитие личного подворья граждан, как источника доходов населения, и развитие на этом фоне мини-предприятий переработки (глубокая заморозка, сушка, консервация овощей, ягод, грибов, пакетирование свежих овощей). 5.Использование песчаных месторождений. 6.Развитие кредитно-сбытовой кооперации. 7.Развитие пчеловодства. 9.Развитие оздоровительного туризма. |
1.Диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию (непомерный рост стоимости энергоносителей, запасных частей, удобрений, и новой сельскохозяйственной техники). 2. Отсутствие мотивации к труду, рост безработицы, низкий уровень доходов населения, деградация, алкоголизм, воровство, наркомания. 3.Нехватка квалифицированной рабочей силы, в т.ч. из-за снижения квалификации, старения и выбывания квалифицированных кадров. 4. Наличие незанятого экономически активного населения трудоспособного возраста 5. Отток молодого экономически активного населения. 6.Ухудшение качества детского и материнского здоровья, снижение рождаемости. 7. Снижение налогового потенциала, недостаточная бюджетная обеспеченность из-за слабой экономической базы поселения. 8. Отсутствие инвестиционной привлекательности предприятий, находящихся в поселении. 9. Повышение аварийности в жилищно-коммунальной сфере поселения. 10. Низкий удельный вес собственных доходных источников бюджета, зависимость от трансфертов из бюджетов других уровней.
|
Наиболее ярко выражены точки возможного роста по следующим направлениям
Точка роста 1 – это создание в рамках областной программы развития промышленных округов «Семилукско-Хохольской промышленной зоны», в части организация производств на основе природных источников сырья, таких как производство стройматериалов.
Точка роста 2 – перевод предприятий агропромышленного комплекса (производство мяса птицы, выращиванию крупного рогатого скота, растениеводству, тепличному хозяйству по производству грибов и овощей) на инновационные технологии с целью кратного увеличения объемов производства, роста прибыли и повышения качества продукции.
Точка роста 3 – развитие пищевой промышленности, переработки продукции растениеводства, в том числе производство сахара.
Точка роста 4 – развитие химической промышленности (в том числе мыловаренное производство).
2.3. Проблемы развития городского поселения на современном этапе
Наиболее насущные проблемы жизни муниципального образования:
- низкий уровень использования инноваций;
- низкий уровень жизни населения;
- изношенность ЖКХ;
- низкое качество дорог, освещения дорог и придомовых территорий.
Решение указанных проблем невозможно без ускоренного инновационного развития экономики городского поселения.
2.4. Перечень и результаты осуществления действующих программ социально-экономического развития
Предприятия, организации и учреждения, расположенные на территории городского поселения активно участвуют в федеральных и областных целевых программах.
В 2016 году планируется участие в программах:
- Модернизация объектов ЖКХ
- Газификация Воронежской области
- Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Воронежской области»
- ГП "энергоэффективность и развитие энергетики
2.5. Инерционный и инновационный сценарии развития
Рассмотрено два сценария развития МО:
- инерционный,
- инновационный.
В качестве инерционного сценария принят вариант восстановления темпов развития МО, сложившихся перед началом кризиса (в 2013 – 2014 гг).
Для поселения эти темпы (по ВРП, росту уровня жизни, росту бюджета) не превышали 5%, тогда как в стратегии развития области приняты средние темпы роста 12-15%.
Соответственно, инерционный сценарий неприемлем.
Для утроения темпов развития необходимы новые нестандартные результативные решения (инновации) во всех областях деятельности МО. Таким образом, альтернативы инновационному сценарию развития нет.
В рамках инновационного сценария ниже рассматривается два варианта: оптимистический и рекомендуемый.
Оптимистический сценарий соответствует варианту предельно полного использования всех возможностей территории (т.е. ее потенциала инновационного развития). Это наилучший вариант развития, но принимать его к реализации нельзя, поскольку он имеет слишком высокие риски (низкую реализуемость).
Выбранный вариант инновационного сценария развития предполагает поэтапную реализацию стратегии, начиная с выделения приоритетов и создания системы управления инновационным развитием, целевой переподготовки кадров. В этом случае инновационное развитие становится реализуемым и обеспечивает достижение поставленных целей.
3. Определение стратегической цели и постановка задач социально-экономического развития городского поселения
3.1 Цели муниципального образования в целом
3.1.1. Желаемый образ поселения (видение) в 2020 г.
- Динамично и инновационно развивающаяся территория, высоко привлекательная для населения, бизнеса, туризма и инвесторов.
- ВРП поселения вырос более, чем трехкратно по отношению к 2010 г.
- Уровень жизни населения вырос не ниже, чем в 3,3 раза.
- Создана доступная социальная инфраструктура, обеспечивающая высокое качество жизни населения.
- Развитие городского поселения происходит на основе схемы территориального планирования, сбалансированных генеральных планов развития как части единой геоинформационной системы «Хохольский район».
- Система управления муниципальным образованием позволяет эффективно решать задачи инновационного развития.
- Реализованы доступные для всего населения возможности гармоничного развития личности, обеспечивается подготовка, из числа жителей района, полного комплекта трудовых ресурсов, способного высокорезультативно и эффективно реализовать и пополнять высокий инновационный потенциал развития поселения во всех сферах деятельности.
- Администрация, муниципальные, а также большинство частных перешли на высокорезультативный инновационный путь развития.
- Территория, предприятия и население имеют высокий уровень инновационной активности и является частью (возможно вместе с соседями) территории инновационного развития.
3.1.2. Стратегическая цель социально-экономического развития поселения на 2020 г.
Повышение уровня жизни населения и конкурентоспособности поселения за счет инновационного развития промышленности и сельского хозяйства, развития малого и среднего предпринимательства, улучшения инвестиционного климата, существенного улучшения инфраструктуры, обеспечения гармоничного развития личности.
3.1.3. Целевые индикаторы и целевые установки на 2011- 2020 гг.
N п/п |
Индикаторы |
2015 |
2016 |
2018 |
2020 |
1 |
Рост валового регионального продукта,% |
100 |
150 |
230 |
350 |
2 |
Рост производительности труда,% |
100 |
150 |
200 |
300 |
3 |
Рост числа МСП |
10 |
15 |
20 |
30 |
4 |
Увеличение оборота по МСП,% |
5 |
8 |
12 |
15 |
5 |
Снижение смертности в трудоспособном возрасте,% |
0 |
5 |
10 |
25 |
6 |
Рост реальных располагаемых доходов населения,% |
100 |
150 |
200 |
300 |
7 |
Повышение обеспеченности жильем |
12,5 |
15 |
25 |
40 |
8 |
Увеличение численности занимающихся спортом и физической культурой,% |
100 |
150 |
180 |
200 |
9 |
Рост реальных располагаемых доходов населения,% |
100 |
150 |
200 |
350 |
10 |
Индекс промышленного производства |
1 |
2 |
3 |
4 |
11 |
Производство с/х продукции |
1 |
1,5 |
2 |
2,5 |
Чтобы достичь намеченных целевых установок требуется в среднем 15% рост основных показателей экономического развития поселения.
3.2. Цели муниципального образования по сферам деятельности
3.2.1. Развитие социальной сферы
Социальная сфера представляет собой совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К социальной сфере относится, прежде всего, сфера услуг: образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, физическая культура, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь и др.
Основная цель: обеспечение кратного роста уровня и качества жизни населения.
Основные целевые индикаторы и целевые установки:
- Рост реально располагаемых доходов населения в 3,3 раза.
- Снижение уровня бедности до 5%.
- Снижение смертности на 30%.
- Увеличение продолжительности жизни на 4 года.
- Увеличение числа занимающихся физкультурой и спортом в 1,5 раза.
- Увеличение мест в дошкольных и школьных учреждениях и ПТУ в соответствии с ростом населения на 40% с одновременным ростом качества образования.
- Увеличение доли населения, охваченного мероприятиями по культуре в 2 раза.
3.2.2. Развитие производственно-экономической сферы
Основная цель: Обеспечение кратного роста реального сектора экономики.
Основные целевые индикаторы и целевые установки:
- Рост ВРП в 3,5 раза.
- Рост объема производства 2,5 раза.
- Рост производительности труда в 2 раза.
- Рост оборота малого и среднего предпринимательства в 2 раза.
- Рост доли инновационной продукции до 25%.
- Создание эффективной системы муниципальной и государственной поддержки результативных инноваций (новые продукты, новые технологии в производстве, управлении, маркетинге, финансах).
3.2.3. Развитие финансовой сферы
Финансовая сфера - это совокупность звеньев финансовых отношений, связанных с ними централизованных (государственных и муниципальных) и децентрализованных (частных) фондов денежных средств, а также органов управления финансами.
Основная цель: Кратный рост финансовых потоков и существенное повышение эффективности затрат.
Основные целевые индикаторы и установки:
- Повышение результативности использования бюджетных средств, в том числе, направляемых на инновационное развитие.
- Рост муниципального бюджета в 3 раза.
- Рост привлеченных инвестиций не менее, чем в 2 раза.
3.2.4. Развитие хозяйства городского поселения
Хозяйство городского поселения — комплекс расположенных на определенной территории предприятий, организаций, учреждений, обслуживающих материальные, культурные и бытовые потребности проживающего населения. Хозяйство является основой городского поселения, обеспечивая, прежде всего, социально-экономическую стабильность населенного пункта.
Основная цель: Бесперебойное жизнеобеспечение населения (тепло, вода, электроэнергия, канализация, жилье и пр.)
Основные целевые индикаторы и установки:
- Сокращение аварийных отключений в 2 раза.
- Снижение доли от дохода средне и малообеспеченного населения, идущую на оплату услуг ЖКХ, на 25%.
- Сокращение числа нуждающихся в социальном и доступном жилье в 1,5 раза.
3.2.5. Совершенствование потребительского рынка товаров и услуг
Развитие сферы подразумевает собой наиболее полное и качественное удовлетворение нужд и потребностей населения городского поселения.
Основная цель: Удовлетворение потребностей жителей поселения в товарах и услугах первой необходимости на уровне современного областного города.
Основные целевые индикаторы и установки:
- Рост оборота в 3 раза.
- Снижение числа обращений в организации защиты прав потребителей в 2 раза.
3.2.6. Развитие внешних связей и туризма
В решении поставленной задачи должны найти свое отражение вопросы, связанные с совершенствованием и развитием торгово-производственных связей, сферы услуг, а также высокого делового имиджа поселения и прочных экономических связей между территориальными образованиями.
Одним из наиболее прибыльных направлений является развитие туризма.
Основная цель: Обеспечение роста взаимовыгодных связей между поселением и другими территориальными образованиями, включая туристические.
Основные целевые индикаторы и установки:
- Рост притока туристов в 4 раза.
3.2.7. Развитие природного комплекса
Основная цель: Обеспечение сбалансированности социально-экономического развития с природной средой.
Основные целевые индикаторы и установки:
- Сокращение нарушений экологических нормативов в 3 раза.
3.2.8. Развитие качества административного управления городским поселением
Основная цель: Повышение профессионализма и эффективности управления муниципальным образованием.
Основные целевые индикаторы и установки:
- Снижение затрат времени населения и юридических лиц на административные процедуры в 2,5 раза.
- Повышение результативности управления инновационным развитием муниципального образования в 1,5 раза.
4. Потенциал достижения целей социально-экономического развития городского поселения
4.1. Оценка природного и человеческого потенциала
Качественная оценка потенциала использования основных ресурсов территории.
Человеческие ресурсы.
Главными для успешного социально-экономического развития территории и предприятий являются человеческие ресурсы, поскольку именно они являются как основными носителями и реализаторами основных целевых программ, так и основными участниками процесса потребления получаемых результатов. Кроме того, именно люди являются носителями инноваций (новых идей, их доведения до получения результатов в областях социальной, экономической и экологической безопасности), которые могут дать наибольший вклад в социально-экономическое развитие.
Оценки, сделанные на основе анализа успешной российской практики результативного инновационного развития, показывают, что имеющиеся потенциальные возможности реализации новых инновационных идей на российских предприятиях, как правило, многократно превышают достигнутый уровень целевых индикаторов.
В связи с этим в ближайшее время инновационный потенциал населения не является самым «узким местом» социально-экономического развития территории и не требует первоочередного развития (нужны усилия по реализации имеющихся методик выявления, оценки, активизации и реализации этого потенциала на конкретной территории).
Таким образом, имеется достаточное для первого этапа социально-экономического развития количество человеческих ресурсов с повышенным качеством.
На следующем этапе понадобится увеличение их количества и повышение качества, для чего потребуется разработка и реализация ряда приоритетных проектов по развитию или перепрофилированию имеющихся, привлечению высококвалифицированных и активных человеческих ресурсов.
Природные ресурсы.
Потенциал роста использования полезных ископаемых на территории высокий: имеются крупные месторождения мела, песка и глины, являющихся основным сырьем для производства строительных материалов. Достаточно высок потенциал в области применения плодородных свойств земельных ресурсов для целей модернизации сельскохозяйственных производств и расширения видов производимой продукции.
Также имеется один из лучших в Воронежской области, и пока почти не используемый, рекреационный потенциал. Это в первую очередь – живописные и экологически чистые берега реки Девица. Соответственно, имеются большие возможности увеличения (примерно на порядок, т.е. в 10 раз) объемов услуг в области оздоровления, отдыха, а в совокупности с культурно-историческим потенциалом - и туризма.
Кроме того, имеется значительный потенциал земель, пригодных для жилищного и делового строительства, достаточный для увеличения объемов производства в 3-4 раза при сохранении экологического равновесия и обеспечения права будущих поколений на использование нормальных природных условий.
4.2. Оценка инновационного потенциала изменений
Потенциал состоит из предложений перечня возможных направлений и проектов изменений, каждое из которых может дать вклад в достижение цели, т.е. в улучшение значения хотя бы одного целевого индикатора.
Ниже в таблице 2 и на графике приведена оценка потенциала изменений по вкладу в прирост ВРП за период 2016- 2020 гг. В ней перечислена часть предложений по направлениям и проектам, большинство из которых является приоритетными для данной территории и дает существенный вклад в результат для достижения поставленных целей. Для каждого проекта приведены экспертные оценки затрат по мероприятиям, дающим вклад в достижение цели за период (столбец 2) и ожидаемые результаты по вкладу в повышение целевого индикатора ВРП (характеризующего как рост экономических результатов, так и уровень жизни работающих) (столбец 3) в % к ВРП. В столбце 4 приведены оценки эффективности каждого из проектов, которая определяется делением эффекта на затраты и характеризует отдачу на рубль затрат (если затраты финансируются из бюджета, то это – оценка эффективности использования бюджетных средств). В столбцах 5 и 6 дается оценка затрат и эффекта нарастающим итогом.
Таблица 2.Формирование перечня направлений деятельности и программ, обеспечивающих достижение целевых установок, оценка потенциала достижения цели по приросту ВРП.
Предложения |
Затраты |
Эффект |
Эффективность: Эффект/Затраты |
Затраты нарастающим итогом |
Эффект нарастающим итогом |
---|---|---|---|---|---|
Строительство новых производств |
4 |
100 |
25 |
4 |
100 |
Целевая переподготовка кадров |
1 |
18 |
18 |
5 |
118 |
Передача малого предпринимательства в МО |
1 |
15 |
15 |
6 |
133 |
Повышение доли загрузки действующих предприятий |
2 |
30 |
15 |
8 |
163 |
Повышение эффективности управления МО и всеми участниками в процессе инновационного развития |
1 |
15 |
15 |
9 |
178 |
Сдача в аренду земель |
0,5 |
4 |
8 |
9,5 |
182 |
Снижение себестоимости выпускаемой продукции за счет использования инноваций |
2 |
16 |
8 |
11,5 |
198 |
Взаимовыгодный налоговый кредит |
2 |
16 |
8 |
13,5 |
214 |
Продажа земель под строительство |
0,5 |
3 |
6 |
14 |
217 |
Развитие малого предпринимательства |
2 |
10 |
5 |
16 |
227 |
Благоустройство территории, строительство и ремонт дорог |
4 |
20 |
5 |
20 |
247 |
Помощь в продвижении продукции на рынок |
4 |
20 |
5 |
24 |
267 |
Снижение доли посредников в с/х производстве
|
2 |
8 |
4 |
26 |
275 |
Компенсация роста цен на энергоносители |
1 |
3 |
3 |
27 |
278 |
Реформирование, развитие и техперевооруже-ние ЖКХ
|
5 |
10 |
2 |
32 |
288 |
Кратное повышение реализуемых инноваций |
15 |
30 |
2 |
47 |
318 |
Создание и развитие зон отдыха, физкультурно-оздоровительных комплексов |
15 |
30 |
2 |
62 |
348 |
Жилищное строительство |
15 |
30 |
2 |
77 |
378 |
График параметрической зависимости «затраты - эффект» потенциала изменений по вкладу в прирост ВРП за период 2016- 2020 гг
Оценка показывает, что поставленная цель достижима.
5. Приоритетные направления и проекты развития, дающие основной вклад в достижение целей
5.1. Приоритеты развития МО в целом
- Развитие промышленных предприятий и модернизация производств.
- Широкое использование инновационных технологий в с/х и на перерабатывающих предприятиях.
- Повышение доли прибавочной стоимости за счет развития перерабатывающих производств сельскохозяйственной продукции и сырьевых ресурсов (производство продуктов питания, производство строительных материалов).
- Модернизация ЖКХ, в том числе внедрение энергосберегающих технологий.
- Развитие инфраструктуры, в том числе дорожной сети, совершенствование сетей связи в поселении (Интернет).
- Развитие жилищного строительства.
- Решение социальных проблем.
5.2. Приоритеты, дающие основной вклад в достижение целей по основным сферам социально-экономического развития
5.2.1. Развитие социальной сферы
- развитие учреждений здравоохранения с повышением уровня технической оснащенности и развитие медицинского страхования;
- строительство доступного жилья, в том числе, для молодых специалистов и высококвалифицированных кадров;
- повышение квалификации кадров для социальной сферы города;
- совершенствование системы образования с повышением ее технической оснащенности;
- создание условий для развития культуры, охватывая все направления;
- определение приоритетных направлений и основных механизмов реализации муниципальной молодежной политики;
- создание условий для развития физической культуры и спорта (обеспечение детскими площадками, строительство стадионов);
- создание информационно-аналитической системы учета населения, нуждающегося в адресной социальной помощи, и переход на выплату социальных пособий и предоставление социальных льгот через единый центр социальных субсидий.
5.2.2. Развитие производственно-экономической сферы
- формирование благоприятной инвестиционной среды в городском поселении;
- создание инфраструктуры для развития малого и среднего предпринимательства;
- антикризисное управление и оздоровление действующих предприятий, повышение финансовых результатов деятельности;
- развитие инновационной деятельности на территории городского поселения;
- профессиональная подготовка, обучение и переподготовка кадров реального сектора экономики;
- реализация мероприятий по энергосбережению и совершенствованию системы энергетического хозяйства городского поселения;
- развитие современных средств связи;
- совершенствование транспортной инфраструктуры;
- вовлечение в экономический оборот земли как важнейшего ресурса развития городского поселения;
- развитие кредитно-ипотечных схем финансирования строительства жилья;
- организация подготовки кадров, необходимых для устойчивого экономического развития городского поселения;
- повышение эффективности использования муниципальной собственностью.
5.2.3. Совершенствование потребительского рынка товаров и услуг
- совершенствование нормативно-правовой базы;
- создание некоммерческих организаций защиты прав потребителей и торговых объединений;
- внедрение современных технологий обслуживания;
- использование современных маркетинговых технологий;
- повышение качества услуг ЖКХ за счет его реформирования;
- развитие системы потребкооперации.
5.2.4. Развитие коммунального хозяйства городского поселения
- совершенствование системы энергетического хозяйства городского поселения, реконструкция и модернизация тепловых и электрических сетей, строительство новых котельных и трансформаторных подстанций;
- развитие современных средств связи;
- переселение жителей из ветхого и аварийного жилого фонда;
- строительство социального жилья, в том числе для молодых семей;
- совершенствование системы содержания и ремонта жилищного фонда (создание функциональных групп с целью обеспечения текущего и капитального ремонта жилья социально не защищенных жителей городского поселения);
- модернизация и дальнейшее развитие водопроводно-канализационного хозяйства;
- модернизация и дальнейшее развитие газоснабженческого комплекса;
- оснащение предприятий ЖКХ современной техникой и оборудованием.
5.2.5. Развитие природного комплекса
- возобновление и восстановление природных ресурсов;
- внедрение новых (инновационных) технологий по переработке отходов жизнедеятельности;
- внедрение на производстве новых экологически чистых и безотходных технологий;
- создание и улучшение полигонов ТБО;
- экологическое воспитание населения;
- охрана окружающей среды.
5.2.6. Развитие внешнеэкономических, межрегиональных связей и туризма
- производство конкурентоспособной экспортируемой продукции,
- реставрация и восстановление объектов культурно-исторического наследия:
- организация современных зон отдыха и рекреации, агротуризма.
5.2.7. Развитие финансовой сферы
- совершенствование межбюджетных отношений;
- увеличение доходов муниципального бюджета;
- рационализация расходов бюджета;
- повышение эффективности бюджетного управления за счет внедрения системы бюджетирования ориентированного на результат.
5.2.8. Развитие качества административного управления городским поселением
- совершенствование организационной структуры системы административного управления (структурно-функциональная реорганизация деятельности администрации в связи с реализацией стратегии развития);
- совершенствование нормативно-правовой базы для решения задач управления;
- совершенствование финансово-экономического механизма реализации программ и проектов;
- совершенствование планирования и сопровождения проектов;
- совершенствование системы мониторинга и контроля выполнения программ и проектов;
- организация и поддержание механизмов социального партнерства при реализации стратегии развития;
- совершенствование информационно-коммуникационного механизма;
- совершенствование системы поддержки принятия решений путем автоматизации управленческих процессов;
- создание резерва административного управления, подготовка молодых специалистов.
6. Механизмы и система управления реализацией стратегии
Система управления предусматривает создание:
- организационно-управленческого механизма, предусматривающего создание Координационного совета под председательством главы района. В состав совета могут войти представители общественных организаций, бизнес-сообщества, законодательного органа;
- нормативно-правового механизма, включающего определение приоритетов законотворческой деятельности, формирование пакета законов и подзаконных нормативно-правовых актов, регламентирующих процесс реализации Стратегии, а также организацию мониторинга их исполнения;
- финансово-экономического механизма, решающего вопросы привлечения инвесторов, в том числе на основе частно-государственного партнерства;
- механизма мониторинга, оценки и корректировки Стратегии, необходимого для того, чтобы не только оценить успехи, но и ускорить необходимые решения, своевременно внести коррективы, если запланированные действия не дают ожидаемых результатов.
6.1. Основное назначение Системы управления
Обеспечение результативного и бюджетно-эффективного управления реализацией стратегии, программы и планов социально-экономического развития поселения.
6.2. Основные элементы Системы управления
- многоуровневая система целей и целевых индикаторов, определяющих конечные и промежуточные результаты развития для всех участников процесса развития;
- средства достижения целей (проекты, программы, в первую очередь приоритетные результативные и эффективные инновационные целевые программы и проекты);
- механизмы управления, обеспечивающие достижение целей;
- участники процесса развития;
- организационная структура Системы, реализующая механизмы управления, в т.ч. осуществляющая координацию деятельности всех участников;
- службы, обеспечивающие успешное функционирование самой Системы: автоматизированная информационная система (АИС), кадровое, научно-методическое, финансовое и материальное обеспечение.
Основные задачи и документы Системы управления приведены в Приложении 2.
7. Поэтапный план конкретных действий по осуществлению стратегии
7.1.Основные этапы
Осуществление стратегии и достижение конечной цели предполагается в три этапа.
Этап 1. (2016 г.г.). На конец этапа завершены:
- разработка программ реализации стратегии социально-экономического развития по направлениям деятельности;
- создана эффективная система муниципального управления, включая управление инновационным развитием ;
- осуществлён выход выше, чем на докризисный уровень значений основных целевых индикаторов;
- проведена целевая переподготовка кадров, способных успешно реализовать программы социально-экономического инновационного развития.
Этап 2. (2017 – 2018 г.г.). Реализованы и дают полную отдачу все приоритетные инновационные направления (муниципальные ЦП первой очереди), на основе чего:
- удваивается уровень жизни и ВРП;
- существенно улучшаются другие целевые индикаторы;
- удваиваются темпы развития;
- предприятия территории и администрация муниципального образования перешли на механизмы инновационного саморазвития;
- полноценно функционирует система развития человеческих ресурсов, включая реализацию программы развития образования;
- подготовлен комплект квалифицированных кадров (в том числе из молодежи и школьников) нового типа для полноценной реализации следующего этапа конкурентоспособного инновационного развития;
- реализованы приоритетные проекты.
Этап 3. (2019 – 2020г.г.). Достижение конечных целей.
7.2.Конкретные проекты и действия первого этапа
А. Повышение результативности и эффективности административного управления территорией (инноватизация управления), начиная с целевых программ и приоритетных проектов.
Б. Повышение эффективности и результативности использования бюджетных средств
В. Быстрое разворачивание высококачественной и результативной переподготовки существующих работников
Г. Освоение опыта и технологий успешного развития российских предприятий (информационное обеспечение, организация семинаров и стажировок, и т.д.). Антикризисные и оздоровительные мероприятия.
Д. Повышение конкурентоспособности, объемов производства и добавочной стоимости предприятий реального сектора экономики
Е. Реформирование и модернизация ЖКХ
Ж. Улучшение экологической обстановки, сохранение и возобновление природных ресурсов
З. Проектирование устойчивого сбалансированного развития территории
И. Повышение социально-культурного уровня населения, развитие человеческих ресурсов (гармоничное развитие личности)
К. Совершенствование инфраструктуры поселения (дорожной сети, коммуникационных сетей и др.)
Детализация конкретных проектов и действий первого этапа приведена в Приложении 3.
7.3.Первоочередные конкретные действия для плана на 2016-2017 г г.
№ |
Наименование работ |
Сроки реализации |
1 |
Строительство комплекса по производству керамогранита, плитки для облицовки стен и логистического центра по хранению и терминальной обработке профильной продукции» |
2016 |
2 |
ООО «Промрегион -Строительство минизавода по производству цемента |
2016г. |
|
Строительство завода по производству железо-бетонных изделий и товарного бетона |
2017г. |
|
Создание мелиоративных полей |
2016-2017 |
|
Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие КФХ ИП Князев А.В. |
2016-2017 |
|
Складское помещение –хранилище картофеля, зерна, материальный склад, разгрузочный терминал в р.п.Хохольский ул.Дорожная 1б
|
2016 |
|
Многоквартирная застройка среднеэтажными жилыми домами со встроенными и встроено-пристроенными помещениями общественного назначения и хозяйственными помещениями в подвальных этажах (1-я очередь) в р.п.Хохольский
|
2016 |
|
Реконструкция котельной ПУ-50
|
2016-2017 |
|
Благоустройство территории (строительство тротуаров, изгородей, детских площадок, парка) |
2016-2017 |
|
Создание условий для развития туристического бизнеса (очищение пруда) |
2017 |
|
Формирование условий для развития сельских подворий и личных подсобных хозяйств |
2011-2015 |
|
Газификация улиц: Свобода, Некрасова, Заводская, Чехова, 50 лет Победы, села Верхненикольское |
2016-2017 |
|
Строительство водопроводных сетей по ул. Красная Слобода, Верхняя Слобода, Ани Жаглиной |
2016 |
|
Реконструкция биологических очистных сооружений производительностью 900 куб.м./сут в р.п.Хохольский, Хохольского муниципального района Воронежской области
|
2016 |
|
Мероприятия, направленные на улучшение водоснабжения населения
|
2016-2017 |
|
Прочие (в области коммунального хозяйства) |
2016-2017 |
|
Организация освещения улиц |
2016-2017 |
|
Открытие магазина «Пятерочка»
|
2016 |
|
Развитие качества административного управления поселением
|
2011-2016 |
Заключение
Разработанная стратегия показывает возможность достижения поставленных целей кратного роста.
В результате реализации стратегии будет создана конкурентоспособная, более, чем в 3 раза выросшая экономика. Основу её прироста будут составлять
- новые предприятия районного кластера стройматериалов,
- крупные предприятия птицеводства,
- инновационно развивающиеся существующие направления сельского хозяйства и сферы услуг.
Приложение 1
Краткое описание сложившейся экономики
В 2015 году в Хохольском городском поселении производством продуктов питания и переработкой сельхозпродукции занимались предприятия: ОАО «Сахарный комбинат», ПО «Пищевик». Предприятия малого бизнеса занимаются помолом зерна, выпечкой хлеба и хлебобулочных изделий, производством макаронных изделий, печенья, пряников, вафель. Закупками и переработкой сельскохозяйственной продукции у населения занимается Хохольское райпо и индивидуальные предприниматели.
В настоящее время в городском поселении реализуется целевая Программа «Развитие сельского хозяйства на 2013 – 2018 годы». Программа предусматривает повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет мер по расширению доступа населения и организаций к кредитным ресурсам на льготных условиях и за счет ускоренного развития подотраслей сельского хозяйства: в животноводстве - увеличения удельного веса племенного скота; в растениеводстве - использования элитных семян и увеличения площадей посева за счет вовлечения ранее неиспользованной пашни. Экономический кризис внес свои коррективы в намеченные при стабильном развитии экономики планы, в том числе и в развитие предприятий, занятых производством сельскохозяйственной продукции.
Количество предприятий, занимающихся промышленными видами деятельности увеличилось в 2015 году по сравнению с 2012 годом на 1 предприятие и составляет 5 предприятий. Объем отгруженных товаров по городскому поселению в 2015 году составил 1572645 тыс.рублей. Темп роста промышленного производства в сопоставимых ценах (ценах 2007 года) в % к предыдущему году 62,7 в том числе по видам деятельности:
- «Добыча полезных ископаемых» – 105,2 %;
- «Обрабатывающие производства» – 61,2%;
- «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» – 112,9%.
Удельный вес прибыльных предприятий в их общем количестве – 83 %. Среднемесячная заработная плата – 21320 рублей.
В настоящее время промышленность городского поселения представлена 5 крупными и средними предприятиями. Ведущими промышленными предприятиями городского поселения являются:
- ОАО «Сахарный комбинат», занимающийся производством сахара;
- ООО «Финист», выпускающий мыловаренную продукцию.
- ООО «Промрегион», выпускающий плитку тротуарную.
На этих предприятиях производится около 80% от общего объема промышленной продукции.
Сильные стороны: промышленные предприятия остаются основой развития городского поселения, обеспечивают стабильные поступления в бюджет поселка; производство продукции на душу населения ежегодно растет.
Слабые стороны: высокий уровень производственных затрат связан с ростом тарифов на энергоносители; низкий (или недостаточный) технологический уровень большинства производств малого бизнеса; изношенность основных фондов, которая ведет к снижению конкурентоспособности производимой ими продукции; недостаток квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров.
Основное развитие промышленности в ближайшие годы предполагается в следующих направлениях.
Производство пищевых продуктов.
Создание и развитие предприятий по производству мяса птицы.
Развитие предприятий по производству сахара (в целях увеличения мощности до 6000 тонн свеклы в сутки ОАО «Хохольский сахарный комбинат» провел модернизацию и техническое перевооружение; в последующие годы планируется осваивать по 25000 тысяч рублей каждый год инвестиций).
Химическое производство. Развитие предприятия по производству мыловаренной продукции, завода ООО «Финист» в р.п. Хохольский. Планируется запуск линии по производству бытовой химии и парфюмерно-косметической планируемая численность работников составит - 650 человек.
Производство стройматериалов.
В рамках территориального промышленного кластера в Семилукско-Хохольском регионе планируется создание крупного комплекса предприятий по производству строительных материалов (на начальном этапе – предприятия по производству мелкоштучных бетонных форм мощностью 36 млн. штук усл. кирпича в год стоимостью 150 000 тысяч рублей (ООО «Промрегион»); для полного самообеспечения сырьем планируется построить цементный завод мощностью 80 000 тонн цемента в год, с объемом инвестиций - 15 млн. руб. этим же инвестором). В 2016 году планируется покупка еще немецкого оборудования по производству мелкоштучных бетонных форм, что позволит удвоить производство и выйти на производственную мощность до 1млн.кв.м. плитки в год. Таким образом Хохольский завод станет рекордсменом Центрально-Черноземного региона по объему выпускаемой продукции. Численность рабочих мест достигнет 300 человек.
Потребительский рынок отличается хорошо развитой структурой, включающей в себя магазины розничной торговли, предприятия общественного питания, рынки.
Место и роль городского поселения и его в социально-экономическом развитии муниципального района и области в целом будут уточнены при разработке стратегии муниципального района.
Приложение 2
Основные задачи и документы Системы управления
Долгосрочные (на 5 лет):
- Формирование желаемого образа района через 5 лет;
- Разработка и обновление не реже раза в 3 года документа 1 (Док1) «Долгосрочный прогноз развития городского поселения, включая предварительную оценку потенциала развития и выделение возможных сценариев устойчивого развития с учётом экологических и демографических оценок.
- Разработка и обновление каждые 3 года документа 2 (Док2) «Стратегия социально-экономического развития», включая постановку целей и выделение приоритетных направлений развития.
Среднесрочное скользящее программирование (2 года) и планирование (3 года):
Разработка и ежегодное обновление:
- документа 3 (Док3) «Комплексная программа устойчивого социально-экономического инновационного развития на 5 лет»;
- документа 4 (Док4) «Комплексный план работ по развитию поселения на 3 года», включающий три согласованных плана:
- План результатов в форме целевых установок по изменению (по годам) значений целевых индикаторов, определяющих уровень социально-экономического состояния поселения;
- План выполнения комплексов работ по проектам и целевым программам развития;
- Финансовый план, включающий бюджеты целевых программ, приоритетных проектов и консолидированный бюджет развития поселения в целом.
Годовое поквартальное планирование
Разработка и утверждение документа 5 «Годовой комплексный план развития Хохольского городского поселения», включая поквартальный календарный план работ.
Документ 5 утверждается как план-задание на исполнение работ. Остальные документы являются, по сути, обоснованиями всех последующих:
- годовой план является конкретизацией первого года трёхлетнего комплексного плана;
- трёхлетний – конкретизацией первых трёх лет комплексной программы;
- программа – конкретизацией первых 6 лет стратегии, которая, в свою очередь, использует результаты прогноза.
На этой основе в трёхлетний комплексный план должны быть включены задельные проекты и ЦП (с их бюджетами), дающие результаты в последующие годы (2 и 4 лет); в годовой – дающие результаты в последующие годы (1, 3 и 6 лет).
Оперативное управление
- Разработка руководителями ЦП и приоритетных проектов документа 6 «Комплексный план работ по развитию на месяц», включая план-прогноз на следующий месяц.
- Мониторинг и оценка руководителями ЦП и проектов фактического исполнения комплексного месячного плана (результатов, сроков выполнения работ, затрат), анализ «план-факт» и формирование комплексного плана работ на следующий месяц.
- Ежеквартальное подведение итогов по каждой ЦП и приоритетному проекту, а также в целом по программе развития МКР. Анализ «план-факт», прогноз последствий отклонений и формирование предложений по корректировке комплексного плана развития на следующий квартал.
- Формирование отчётности по кварталу для вышестоящих органов.
Формирование сводного документа 9 по развитию на перспективу
Включает актуализированные и согласованные данные разной степени детализации по всем периодам времени:
- месяц (из док. 6), квартал и год (из док. 5);
- 2 года (из Док. 4), 3 года (из Док 3) и 5 лет (из Док 2).
Приложение 3
Детализация конкретных проектов и действий первого этапа
А. Повышение результативности и эффективности административного управления территорией (инноватизация управления), начиная с целевых программ и приоритетных проектов.
А1) создание системы программно-целевого и проектного управления развитием;
А2) освоение бюджетирования, ориентированного на результат;
А3) разработка и освоение комплекта регламентов (механизмов, процедур) решения комплекса внутренних задач управления муниципальным образованием, включая взаимодействия администрации городского поселения с предприятиями, общественными организациями и населением территории;
А4) разработка и освоение комплекта регламентов взаимодействий с администрацией области, администрациями других муниципальных образований и прочими внешними организациями;
А5) комплексная автоматизация процессов управления.
Б. Повышение эффективности и результативности использования бюджетных средств
Б1) оценка сложившегося состояния управления бюджетными процессами;
Б2) разработка мероприятий повышения эффективности управления бюджетными процессами типовыми методами;
Б3) повышение эффективности бюджетного управления за счет внедрения системы бюджетирования ориентированного на результат;
Б4) разработка и реализация бюджетной политики, организация движения финансовых потоков бюджетных и внебюджетных источников финансирования;
Б5) разработка и согласование нормативно-правовой базы (внутренних регламентов) бюджетного управления.
В. Быстрое разворачивание высококачественной и результативной переподготовки существующих работников
В1) массовая целевая командная переподготовка персонала предприятий (включая получение практических результатов) эффективной инновационной деятельности;
В2) дополнительное образование (индивидуальное и групповое), с присвоением профессиональной квалификации (годовой курс), особенно – дефицитных менеджеров инновационных проектов, стратегических маркетологов, специалистов по финансам и экономике развития, директоров и начальников отделов по развитию на предприятиях, персонала службы управления инновационным развитием в администрации муниципального образования, сотрудников объектов инновационной инфраструктуры и т.п.
Г. Освоение опыта и технологий успешного развития российских предприятий (информационное обеспечение, организация семинаров и стажировок, и т.д.). Антикризисные и оздоровительные мероприятия.
Г1) оценка текущего состояния деятельности предприятий;
Г2) разработка вариантов повышения финансово-экономических показателей деятельности предприятия и выбор оптимального;
Г3) реализация оптимального варианта повышения результатов финансово-экономической деятельности предприятия;
Г4) оценка промежуточных результатов, корректировка и оценка конечных результатов.
Д. Повышение конкурентоспособности, объемов производства и добавочной стоимости предприятий реального сектора экономики
Д1) кратное сокращение доли убыточных предприятий за счет их вывода в конкурентоспособное состояние при помощи инновационных решений и технологий;
Д2) создание малых и других новых предприятий, осуществляющих инновационное развитие и выпускающих высококонкурентную продукцию;
Д3) организация повышения инвестиционной привлекательности территории и предприятий, помощь в привлечении и результативном использовании инвестиций;
Д4) организация и финансирование комплексной командной переподготовки руководства и специалистов предприятий и администрации городского поселения;
Д6) организация муниципального инновационного центра, оказание муниципальным инновационным центром помощи предприятиям по:
- проведению маркетинговых исследований и продвижению продукции;
- созданию и развитию новых инновационных бизнесов;
- созданию корпоративной инновационной системы;
- развитию человеческих ресурсов (повышению квалификации и т.д.);
- освоению лучших практик т.д.
Е. Реформирование и модернизация ЖКХ
Е1) Создание системы управления, прогнозирования, планирования и мониторинга в ЖКХ;
Е2) Строительство и ремонт водопроводных сетей, канализации и очистных сооружений с использованием прогрессивных технологий;
Е3) Использование энергосберегающих технологий в системе ЖКХ;
Е4) Обновление техники и оборудования на предприятиях ЖКХ.
Ж. Улучшение экологической обстановки, сохранение и возобновление природных ресурсов
Ж1) оценка экологической обстановки;
Ж2) разработка и реализация мер предупреждения и устранения экологических угроз, разработка нормативно-правовой базы;
Ж3) работа с населением по вопросам экологического воспитания;
З. Проектирование устойчивого сбалансированного развития территории
З1) оценка экологической емкости и резерва;
З2) создание механизма экспертизы и оценки сбалансированности социально-экономического развития и экологии с учетом потребностей следующих поколений;
З3) Разработка и утверждение Схемы территориального планирования на основе принципов формирования единого информационного пространства – геоинформационной системы.
И. Повышение социально-культурного уровня населения, развитие человеческих ресурсов (гармоничное развитие личности)
И1) Создание равных возможностей для гармоничного развития своих способностей для всех детей и молодежи (в том числе – способностей и умений в инновационной деятельности):
- дошкольный период, детсад, кружки, развивающие (особенно творчество) программы, платные услуги;
- школьный период: школа, дополнительное образование, научные объединения и предпринимательские услуги, культурные и другие развивающие программы;
- молодежь (молодые рабочие, студенты и др. до 25 лет), молодежные объединения инновационных и других центров, развивающие программы, конференции, обучение, стажировка и т.п.;
И2) формирование кадрового резерва (особенно для инновационной деятельности) и условий для его удержания на территории;
И3) привлечение высококвалифицированных специалистов путем создания условий для их деятельности и проживания;
И4) создание возможностей для освоения современных и «завтрашних» технологий и инструментов (оборудования):
- ИТ технологий, включая работу в сетевых трудовых командах;
- новейших технологий в области оказания государственных и частных услуг населению, в других областях;
И5) повышение результативности и качества работы учреждений дошкольной, школьной и дополнительной подготовки:
- качества кадрового состава учителей и воспитателей;
- ранней профессиональной ориентации и специализированной подготовки;
- целевая подготовка и аттестации тех, кто учит, только теми, кто умеет (прежде всего в области инноваций);
- проектирование и реализация мероприятий индивидуальных траекторий развития личности и профессиональных качеств;
- повышение обучаемости учащихся профессиональным методам эффективного усвоения новых знаний (скорочтение, мнемоники и т.п.).
И6) развитие рекреационного потенциала:
- Развитие существующих и строительство новых организаций (дома отдыха, санатории, поликлиники, гостиницы, культурно-развлекательные организации и др.);
- анализ и реализация возможностей активного использования культурно-исторического наследия и т.п.;
И7) разработка инвестиционных проектов создания культурных, спортивно-оздоровительных комплексов и привлечение инвесторов.
К. Совершенствование инфраструктуры поселения (дорожной сети, коммуникационных сетей и др.)
К1) Ремонт и асфальтирование дорог;
К2) Благоустройство дворовых территорий;
К3) Установка освещения дорог и территорий;
К4) Расширение доступа к Интернет.
Стратегии социально- экономического развития Хохольского городского поселения до 2020 года (скачать)
СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
ХОХОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
ХОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ № 54
От 27.12.2010
р.п. Хохольский
Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Хохольского
городского поселения Хохольского муниципального района Воронежской
области до 2020 года
Рассмотрев представленную Администрацией Хохольского городского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области Стратегию социально-экономического развития Хохольского городского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области до 2020 года, руководствуясь Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подпунктом 4 пункта 1 статьи 27 Устава Хохольского городского поселения
РЕШИЛА:
1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития Хохольского городского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области до 2020 года.
2. Настоящее решение подлежит опубликованию в Вестнике муниципальных правовых актов Хохольского городского поселения.
3. Контроль исполнения настоящего решения возложить на главу администрации Хохольского городского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области.
Глава Хохольского
городского поселения А.Н.Колядин
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХОХОЛЬСКОГО
ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
Оглавление
Оглавление. 2
Введение. 4
1. Место и роль городского поселения и его стратегии развития в социально-экономическом развитии муниципального района и области в целом.. 5
2. Краткая характеристика и возможности развития городского поселения. 5
2.1. Общие сведения. 5
2.2. SWOT анализ. 12
2.3. Проблемы развития городского поселения на современном этапе. 14
2.4. Перечень и результаты осуществления действующих программ социально-экономического развития 15
2.5. Инерционный и инновационный сценарии развития. 16
3. Определение стратегической цели и постановка задач социально-экономического развития городского поселения. 17
3.1 Цели муниципального образования в целом.. 17
3.1.1. Желаемый образ поселения (видение) в 2020 г. 17
3.1.2. Стратегическая цель социально-экономического развития поселения на 2020 г. 17
3.1.3. Целевые индикаторы и целевые установки на 2011- 2020 гг. 18
3.2. Цели муниципального образования по сферам деятельности. 18
3.2.1. Развитие социальной сферы.. 18
3.2.2. Развитие производственно-экономической сферы.. 19
3.2.3. Развитие финансовой сферы.. 19
3.2.4. Развитие хозяйства сельского поселения. 20
3.2.5. Совершенствование потребительского рынка товаров и услуг. 20
3.2.6. Развитие внешних связей и туризма. 20
3.2.7. Развитие природного комплекса. 21
3.2.8. Развитие качества административного управления сельским поселением.. 21
4. Потенциал достижения целей социально-экономического развития городского поселения. 21
4.1. Оценка природного и человеческого потенциала. 21
4.2. Оценка инновационного потенциала изменений. 22
5. Приоритетные направления и проекты развития, дающие основной вклад в достижение целей. 25
5.1. Приоритеты развития МО в целом.. 25
5.2.1. Развитие социальной сферы.. 26
5.2.2. Развитие производственно-экономической сферы.. 26
5.2.3. Совершенствование потребительского рынка товаров и услуг. 27
5.2.4. Развитие коммунального хозяйства городского поселения. 27
5.2.5. Развитие природного комплекса. 28
5.2.6. Развитие внешнеэкономических, межрегиональных связей и туризма. 28
5.2.7. Развитие финансовой сферы.. 28
5.2.8. Развитие качества административного управления городским поселением.. 28
6. Механизмы и система управления реализацией стратегии. 29
7. Поэтапный план конкретных действий по осуществлению стратегии. 30
Заключение. 33
Приложение 1. 34
Приложение 2. 38
Дата создания: 02.03.2012 17:54